Мудрость состоит не в том, чтобы подавлять наши страсти, а в том, чтобы заставлять их содействовать нашему счастью.
 С. Дюбе

Что такое чип-тюнинг

     

Тюнинг (от английского tuning – настройка) – доработка и усовершенствование устройства с целью улучшения его технических и/или потребительских характеристик. Если говорить о тюнинге автомобилей, то, вообще говоря, доработке и настройке «под себя» могут подлежать самые различные его узлы, начиная от внешнего вида (всевозможные накладки, наклейки, спойлеры, синие лампочки и пр.) и заканчивая изменением программы управления двигателем. Именно последнему типу доработки, так называемому ЧИП-тюнингу, и посвящена эта публикация(тюнинг дизельных двигателей)


     Современный автомобиль представляет собой взаимоувязанную совокупность великого множества узлов и агрегатов, добрая половина которых - электронные устройства или устройства управляемые электроникой. Очевидно, что в этой ситуации без компьютера не обойтись. Этот компьютер называется ЭБУ (Электронный Блок Управления). Одной из основных задач ЭБУ является управление двигателем. Он обрабатывает информацию, поступающую от множества датчиков, вычисляет режим работы двигателя в соответствии с заложенной производителями программой и дает команду исполнительным устройствам реализовать рассчитанный режим. Алгоритм работы ЭБУ основывается на сравнении сигналов датчиков со специальными таблицами – картами, которых в памяти процессора насчитывается более 10 тысяч. Таким образом, если откорректировать соответствующим образом карты, машину можно сделать более динамичной. В корректировке карт и заключается ЧИП-тюнинг.


     Перед операцией чип-тюнинга следует обновить программное обеспечение автомобиля на последнюю заводскую версию и провести диагностику неисправностей. Это сделает ЧИП-тюнинг корректным и позволит двигателю работать без ошибок. После этого скачивается программа управления двигателем из ЭБУ автомобиля и, с помощью специальных средств, находятся и изменяются необходимые карты. После окончательной отладки откорректированная программа закачивается обратно в ЭБУ.


     Существует еще один способ изменения режимов работы мотора. Он основан на использовании так называемых «обманок» или «коробочек», т.е. разнообразных устройств, которые включаются в разрыв между ЭБУ и датчиками и/или исполнительными устройствами. Суть такого тюнинга заключается в соответствующим образом искажении параметров сигналов поступающих от датчиков к ЭБУ и команд управления от ЭБУ к турбине, топливным форсункам и другим основным элементам двигателя, т.е. «обмане» блока управления. Самым распространенным решением является изменение показаний датчика давления топлива. Блок управления принимает от «коробочки» заниженные, против реальных, значения этого параметра и дает сигнал ТНВД повысить давление. Вследствие чего, количество топлива, поступающего в цилиндры, увеличивается.
     Считать описанный способ полноценным ЧИП-тюнингом безусловно нельзя по следующим причинам. Даже самая сложная «коробочка» способна, во-первых, «искажать» параметры лишь немногих датчиков и, во-вторых, в очень небольших пределах во избежание возникновения ошибок ЭБУ. И наконец, в-третьих, алгоритм искажения параметров «коробочкой» не способен учесть всю сложность переходных процессов двигателя по всем параметрам и значительной прибавки в динамике получить невозможно. Так, например, на автомобиле БМВ 535D «коробочка» дала прибавку всего 14 л.с. вместо 50 обещанных. Грамотным же ЧИП-тюнингом на этом автомобиле удалось получить прибавку более 100 л.с!


     За последнее время на российском рынке появилось много фирм, предлагающих услуги по ЧИП-тюнингу различных авто. Легко заметить, что прирост мощностных характеристик предлагаемых подавляющим числом подобных фирм для аналогичных автомобилей одинаков. Такое совпадение/единообразие объясняется предложением к продаже купленных ранее одних и тех же тюнинговых программ (прошивок). Подобные прошивки, как правило, написаны аналогичными зарубежными фирмами, число которых невелико, а на некоторые типы двигателей вообще предлагается единственная прошивка, сделанная в одной фирме/одним человеком. Кстати, и внутри России такая практика имеет место с той разницей, что прошивки не покупают, а просто «воруют».


     Фирмы-посредники, как правило, не вдаются в технические подробности и уж конечно не могут осуществить тонкую настройку программы под конкретный автомобиль. Для этого у них нет ни подготовки, ни соответствующего оборудования. Они только продавцы. Им будет непросто выполнить все пожелания клиента, а зачастую и невозможно. Представьте себе, скачанная прошивка должна быть отправлена зарубежному партнеру, (который собственно и выполняет ЧИП-тюнинг) с необходимыми комментариями, в том числе о состоянии и комплектации автомобиля, а также все пожелания клиента. При этом, чтобы иностранный партнер все понял правильно, комментарии должны быть переданы абсолютно точно, а сделать это учитывая неизбежную необходимость в преодолении «языкового барьера», сложно.