Сказка про чип :)

Здравствуйте, любители сказок!
Сегодня я хочу рассказать вам про безопасный чип-тюнинг. Поводом для этого рассказа послужила реклама одной конторы, на которую я стал регулярно натыкаться в интернете. Там говорится о каком-то ТОПе :) и БЕЗОПАСНОМ чип-тюнинге. Думаю, многие уже догадались про какую контору идет речь :).
Так как я последние 12 лет занимаюсь чип-тюнингом исключительно дизельных моторов, то я давно не интересовался положением дел на "бензиновом фронте". Покупка же Х6М внесла коррективы в мой "кругозор" и, естественно, я начал искать информацию про бензиновые чипы на БМВ.
Все прекрасно знают поведение Яндекса, стоит тебе что-то поискать, как потом он начинает набивать твой экран рекламными баннерами на эту же тему. Постоянно мелькающий баннер с "безопасным" чипом стал раздражать :)
Для начала уточним что же такое чип-тюнинг. Это изменение программы управления двигателем с целью увеличения максимальной мощности. Разного рода отключения экологии и прочего к чип-тюнингу не относятся. Это просто перепрограммирование под другой экологический класс или исключение из работы каких-то систем. Теперь уточним, что же такое максимальная мощность применительно к двигателю автомобиля. Мощность двигателя – это величина, показывающая, какую работу способен совершить мотор в единицу времени. Формула расчета мощности простая: крутящий момент х обороты мотора. Но ведь мотор не всегда развивает максимальную мощность, а только при определенных условиях. Каковы эти условия?
1. Нагрузка на мотор. Другими словами, крутя мотор на холостых, вы никогда не получите полную мощность. Нужна нагрузка.
2. Вы должны "запросить" всю мощность, т.е. нажать "газ в пол" или около того (все зависит от характеристики разметки педали газа, бывает уже при 70% нажатия подается запрос на всю мощность, тут идет речь только о современных моторах с электронными педалями газа).
3. Дать мотору "набрать" обороты, чтобы произведение момента и оборотов было максимальным.
Думаю все видели ВСХ или внешнюю скоростную характеристику двигателя.
Внешней она называется потому, что получена при максимальной нагрузке в режиме "газ в пол" и отражает максимальную мощность мотора в зависимости от оборотов. Самая высокая точка на графике мощности и есть максимальная мощность мотора.
Как видно из формулы, на мощность влияют два параметра — обороты и крутящий момент.
Логично предположить, что чтобы увеличить мощность, надо увеличить обороты и(или) крутящий момент.
Начнем с крутящего момента. Крутящий момент — это произведение силы, вращающей кривошип, на радиус кривошипа. В двигателе силой действия является давление газов. Плечом действия силы является кривошип коленчатого вала. Чем выше давление газов, действующее на поршень, и больше радиус кривошипа, тем больший крутящий момент развивает двигатель. Конечно, изменить радиус кривошипа чипом мы не можем, поэтому увеличиваем давление газов. Для этого сжигаем (окисляем) больше топлива в каждый цикл работы мотора, что в свою очередь приводит к увеличению температурной и механической нагрузок на двигатель. Нагрузка увеличивается. Чем меньше обороты и выше крутящий момент, тем больше механическая нагрузка на поршни, шатуны, колено. Ведь общий крутящий момент двигателя складывается из частоты повторения циклов и их силы. Поэтому "платой" за хорошую тягу внизу (высокий крутящий момент на низких оборотах) всегда будет повышенная нагрузка на поршни и шатуны. Не зря в дизелях их делают максимально прочными и массивными. Не надо просить на турбобензине сделать высокий крутящий момент (как у дизеля) на низких оборотах, потому что легкая поршневая, заточенная под высокие обороты, может не выдержать высокого давления газов и поломаться. Слышали про гнутые шатуны на F85/86 после тюнинга? Это происходит именно из-за чрезмерного крутящего момента на низких оборотах.
Теперь максимальные обороты мотора и опасности, которые кроятся при их повышении. Опустим тот факт, что никто не знает характеристики пружин клапанов и предельные обороты распредвала, выше которых будет происходить "повисание" клапана, т.е. клапан не будет успевать закрываться. Основная же опасность кроется в прочности поршней, шатунов, кривошипа коленвала, которая должна быть достаточной для высокого давления в камере сгорания при минимальной массе, чтобы уменьшить инерционные нагрузки на все детали, совершающие возвратно поступательные движения. Ведь если сделать слишком тяжелые поршни (как на дизеле), то на высоких оборотах двигатель начнет быстро убивать сам себя из-за огромных инерционных нагрузок, а если сделать наоборот, то может не выдержать большого давления в камере сгорания. А теперь вопрос: кто-то может точно сказать какое давление выдержит конкретный поршень и шатун, а также какие у них будут предельные обороты, чтобы не сильно повышать инерциальные нагрузки?
Вывод: все нужно делать в меру, искать некий баланс, компромисс если хотите. А раз есть компромисс, то как можно говорить о безопасности? Раз нагрузка растет (а она обязательно растет, если мощность растет), значит и растут риски поломок, в том числе внезапных ("хрусть и пополам" сказал поршень, не выдержав повышенного давления газов). Понятие "безопасный" — это не причиняющий вреда, не способный причинить вред, безвредный, такой, который не грозит опасностью, надежно защищённый или защищающий от опасности. Можно это сказать о чип-тюнинге? Мое мнение: НЕТ.

Берегите себя и свои машины!
До новых встреч!


К предыдущей странице